pngwing.com (92).png

Неплатежи за потребленную электроэнергию это бич всей системы ЖКХ, в том числе и садоводств. Чаще всего причины неплатежей банальны, и их легко понять. Финансовые затруднения и нехватка средств на самое необходимое, к сожалению не редкость для нашей страны, и в такую ситуацию попасть может каждый. Но иногда неплатежи носят систематический характер, и садоводства сталкиваются со злостными неплательщиками. И тогда вопрос, а есть ли какой-то способ воздействия, который поможет решить возникшую проблему оперативно.

Суд является универсальным инструментом, но ни быстрым, ни простым этот способ не назвать. Кроме того это очень малоэффективная мера, когда речь идет о регулярных неплатежах. Суд отнимает много времени, сил и средств у СНТ. От момента подачи заявления, до получения средств по исполнительному документу может пройти полгода, а то и год. За это время накопятся долги за новый период, и требуется опять обращаться в суд. Сейчас подобные дела отнесли к особому производству. Решения по взысканию долгов за потребленную электроэнергию суды выносят в виде судебного приказа (приказное производство). Но и у этой формы есть свои слабые стороны, начиная с того, что судебный приказ подлежит отмене, в случае обоснованного несогласия должника с суммой долга или основаниям заявления.

Ограничение подачи электроэнергии здесь кажется единственным достаточно эффективным инструментом для борьбы с систематическими неплатежами. Так может или не может СНТ использовать данную меру?

Теперь ответ однозначный – может. Однако надо понимать, что законодатель считает эту меру исключительно крайней, и она должна применяться только в случаях, когда все другие способы урегулирования вопроса исчерпаны. Поэтому применение ее максимально формализовано, и тем самым осложнено. Что в какой-то мере защищает права потребителей от возможного произвола со стороны сбытовых компаний, а в нашем случае со стороны СНТ.

Законодательное обоснование изложено в Постановлении Правительства РФ №1351 от 10 ноября 2017 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам повышения доступности энергетической инфраструктуры в отношении отдельных групп потребителей».

В Постановлении указано, что садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан наделяются статусом субисполнителей по договорам электроснабжения. Со всеми вытекающими отсюда правами, в том числе и по ограничению режима потребления электрической энергии, при возникновении у садовода задолженности по оплате потребленной электрической энергии или по оплате части расходов на оплату электрической энергии, потребленной при содержании общего имущества или по оплате части потерь электрической энергии.

Режим ограничения мощности можно вводить только с соблюдением процедур изложенных в Постановлении Правительства РФ №442 от 04.05.2012 года. В частности, потребителю должно быть направлено уведомление, которое должно содержать следующую информацию:


  • ФИО садовода
  • № счетчика и адрес места установки
  • основание введения ограничения режима потребления;
  • размер задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и требование о ее погашении;
  • дата введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем технологической брони;
  • уровень технологической брони потребителя - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем технологической брони;
  • дата введения полного ограничения режима потребления;
  • уровень, до которого исполнитель (субисполнитель) обязан ввести ограничение режима потребления, - если введение полного ограничения режима потребления в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии иным потребителям;
  • требование к потребителю о самостоятельном ограничении режима потребления независимо от действий исполнителя (субисполнителя), а также указание на последствия невыполнения указанного требования.
Данное уведомление может быть отправлено потребителю различными способами, в том числе по электронной почте, коротким СМС сообщением (с обязательной ссылкой в сообщении на официальную страницу в сети интернет, размещенной на официальном сайте СНТ, содержащим полную информацию). Не забывайте, что данные страницы не должны быть публичными, и должны быть доступны только по ссылке.

Но какой бы способ уведомления вы не выбрали он должен быть официально установлен и утвержден в вашем СНТ, либо самим потребителем. Способ уведомления может быть прописан в Уставе СНТ, либо закреплен специальным Положением, утвержденным общим собранием садоводов.

Конечно, все проблемы подобного рода лучше решать путем переговоров, но к сожалению это не всегда возможно. Постановлении Правительства РФ №1351 в данном случае закрыло имеющиеся пробелы в законодательстве в частности определило статус СНТ в цепочке электроснабжения, и дало дополнительные инструменты для урегулирования спорных вопросов связанных с неплатежами.


Постановление Правительства РФ №1711 внесло ясность о технологическом подключении участков в границах СНТ и прямом заключении договоров с ресурсоснабжающей/сетевой организацией.